Задание 2 ОГЭ по русскому языку

ЗАДАНИЕ 2

ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. СМЫСЛОВАЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА. АНАЛИЗ ТЕКСТА

Текст — это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически и расположенных в определённой последовательности, соответствующей последовательности событий, действий, ситуаций, которые описаны в тексте.

Для того чтобы выполнить задание 2, необходимо:

— внимательно прочитать текст, понять его смысл;

— объяснить мотивы (причины) поведения героев;

— выявить неверные ответы (для этого необходимо знать, что неправильный ответ содержит либо информацию, противоречащую смыслу всего текста или какой-либо его части, либо информацию, которая в тексте отсутствует).

Образец выполнения задания

Текст

Прочитайте текст и выполните задание 1.

На новогодний праздник к Тане собралось множество народу. Пришёл и нанайский мальчик Филька с отцом, с матерью и с тремя маленькими братьями, на собаках приехавшими к нему в город.

Вслед за нянькой вошёл Фролов, ординарец отца. Он был в тулупе шофёра, улыбался всем хитрой улыбкой, а в руке у него было ведро.

— Фролов, дружок, — сказал отец, — покажи-ка наш подарок ребятам.

Дети сами заглянули в ведро, но увидели там только снег.

Запустив руку в ведро, Фролов вытащил из-под снега большой апельсин, потом ещё два и ещё. Дети криками встретили эти плоды. Они брали их в руки и тотчас же клали назад, потому что апельсины были тверды и холодны. Держать их было трудно, как железо, долго лежавшее на морозе.

— Погодите, ребята, — сказал со смехом отец. — Их надо сначала разморозить. И тогда — даю слово — они понравятся вам.

Он опустил апельсин в холодную воду, и на поверхности его через мгновение выступил лёд. Он покрывал его тонкой коркой, и апельсин блестел, как шар, висевший на маленькой пихте. Отец ударил по корке ножом, она раскололась на части, и из осколков льда, тающих быстро на ладони, вышел круглый и свежий плод. Незнаком и чудесен на севере был его запах и цвет. И маленький брат Фильки боялся его и не ел.

Сам же Филька принёс свой апельсин отцу.

— Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. — Он по дарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда. Но не будь он такой большой, я принял бы его за ягоду, упавшую с рябины на землю, и почистил бы им свою новую трубочку, на которой медь так быстро тускнеет от холода в нашем лесу. Однако, — добавил он с достоинством, — рябина у нас тоже бывает крупна перед морозом.

Он отстранил апельсин рукою. Он был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу.

(По повести Р. Фраермана «Дикая собака динго»)

Задание

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый охотник не стал есть апельсин?»

1) Отец Фильки боялся есть незнакомый фрукт.

2) У старого охотника было много детей, и он отказался от фрукта, чтобы им больше досталось.

3) Апельсин был «чужим» фруктом для старого охотника, а он привык питаться только тем, что росло на его родине.

4) Старый охотник считал, что апельсин — это баловство, лакомство для детей, поэтому его не пристало есть уважающему себя мужчине.

Обоснование ответа (даётся устно)

В тексте речь идёт о старом нанайском охотнике, который отказывается пробовать апельсин, экзотический для севера фрукт. Делает он это потому, что «был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу». (Об этом говорится в последнем предложении текста.) Поэтому из предложенных вариантов ответов на поставленный вопрос верным является ответ 3, в котором эта же мысль выражена другими словами.

Разберём остальные ответы.

1) Ответ неправильный, так как ему противоречит смысл предложения: «Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. — Он подарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда».

2) Ответ неправильный, так как в тексте нет информации о том, что охотник отказался от апельсина ради детей.

4) Ответ неправильный, так как в тексте не говорится о том, что старый охотник считает апельсины лакомством для детей.

Тренировочные задания

Текст 1

Прочитайте текст и выполните задания 1, 2.

Через несколько дней я снова встретился с Комаровым. Он, по всей вероятности, совершил побег из детского сада.

Его привлекал незнакомый мир, и он заковылял на бугор.

Где-то наверху с отчаянным разливом промычал телёнок. Комаров замер, затем, помогая себе руками, изо всех сил устремился вперёд.

На полянке пасся телёнок, привязанный к осиновому пеньку. И вот посреди полянки встретились двое ребят: сын человеческий и рыжий младенец — бычок.

Хотя Комарову было четыре года, а телёнку четыре месяца, они могли считаться ровесниками. Но телёнок знал, кто такой Комаров, а Комаров не знал, кто такой телёнок. Бычок смотрел на мальчика кротко и равнодушно, Комаров смотрел на бычка с изумлением, готовым перейти в пылкую любовь.

— Ты кто такой? — спросил Комаров.

Телёнок молчал, шевеля мягкими губами и перекатывая во рту жвачку. Тогда Комаров ответил сам себе:

— Ты большая собака.

Он протянул руку, чтобы погладить «большую собаку», но телёнку не хотелось, чтоб его гладили, а быть может, его испугал стебель крапивы в руке Комарова, напоминавший ему хворостину, какой хозяйка загоняла его во двор. Он попятился, натянул верёвку, затем скакнул в сторону.

— Чего ты? — укоризненно сказал Комаров и шагнул к телёнку.

Но тому надоело отступать, он опустил лобастую голову с мокрым от вечерней росы завитком и двумя шерстистыми вздутиями на месте будущих рогов, вытянул шею и с угрожающим видом двинулся на Комарова.

Лицо мальчика страдальчески скривилось, он совсем не хотел ссориться. Но было что-то в характере этого человечка, что не позволяло ему отступать перед опасностью. Он тоже выставил вперёд голову с двумя светлыми буграми на чистом высоком лбу, зажмурил глаза и прежде, нежели я успел вмешаться, кинулся на телёнка лоб в лоб. Телёнок не принял боя. Покачнувшись на своих прямых шатких ножках, он повернулся и кинулся прочь, Комаров с победным криком припустился вдогонку.

Верёвка позволяла телёнку бежать только по кругу, он бежал куда резвее Комарова и потому на втором круге увидел вдруг прямо перед собой спину своего преследователя. Комаров был в этот миг беззащитен, но телёнок, вместо того чтоб использовать своё преимущество, окончательно пал духом и отказался бороться с противником, который мог одновременно преследовать его и сзади, и спереди. Он понуро остановился, вздохнул глубоко и печально, как умеют вздыхать лишь взрослые быки, и, пришлёпнув губой длинную былинку, стал ждать решения своей участи.

Комарову пришлось проскакать целый круг, прежде чем он обнаружил, что враг приведён в покорность. Тогда он смело приблизился к телёнку, похлопал его ладошкой по взмокшему боку, погладил его твёрдый, как камень, лоб, глаза под жёсткими, вздрагивающими ресничками, мягкий, резиновый нос.

Телёнок терпел все нежности победителя и только вздыхал.

— Что, боишься? — спросил Комаров, но этим ограничилась его месть, он даже добавил в утешение и поучение телёнку: — Я тебя тоже боялся, а теперь не боюсь. — Он хитро прищурился: — А ты не большая собачка. Не-ет! Ты маленькая коровка.

— Му-у! — печально отозвался телёнок, заверяя Комарова, что он никогда больше не будет притворяться строптивым.

— До свиданья, — сказал Комаров.

Он снова вышел на дорогу и вдруг замер, чуть шатнувшись назад, будто наскочил на невидимую преграду. Я сразу понял, что поразило Комарова: он ненароком оказался лицом к подножию склона, где в бесконечной глуби бесшумно и грозно пенился прибой.

Зелёный коридор улицы острой стрелой летел в море. Сладкое, щемящее чувство высоты, пространства и полёта пронзило мальчика. Он замахал руками, запрыгал, потом стал выкрикивать какие-то непонятные, как в детской считалке, слова, наконец запел без слов и мелодии…

И вдруг песня смолкла: Комаров, словно бессильный вместить всю мощь впечатлений, повернулся и быстро заковылял прочь…

(По рассказу Ю. Нагибина «Комаров»)

Задания

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Комаров не убежал от телёнка?»

1) Мальчик был очень упрямым и не хотел уступать телёнку.

2) Мальчик был смелым и считал невозможным для себя бояться телёнка.

3) Мальчику было интересно, как себя поведёт телёнок.

4) Мальчик не успел сообразить, что нужно было сделать.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Комаров, увидев море, замахал руками, запрыгал и запел?»

1) Мальчик испугался, когда неожиданно увидел море.

2) Мальчик стал подражать звукам моря.

3) Мальчик повёл себя так, потому что его поразила необыкновенная красота, которая внезапно открылась ему.

4) У мальчика весь день было хорошее настроение.

Текст 2

Прочитайте и выполните задания 3, 4.

Вася стоял перед дверью, над которой висела небольшая вывеска, на ней пожухлыми от южного солнца красками было выведено: «Зоомагазин».

Вася долго стоял у аквариума. И тут раздался его ликующий вопль:

— Мама, смотри!

Она подошла к сыну. В углу магазина, на дне выстланного соломой ящика, шевелились две крошечные черепашки. Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. Черепашки бесстрашно карабкались по стенкам ящика, оскальзывались, падали на дно и снова, проворно двигая светлыми лапками с твёрдыми коготками, лезли наверх.

— Мама! — проникновенно сказал Вася, он даже не добавил грубого слова «купи».

— Хватит нам возни с Машкой, — устало отозвалась мать.

— Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!..

Вася никогда ни в чём не знал отказа, ему всё давалось по щучьему веленью.

Но мать отрицательно покачала головой:

— Нет, три черепахи в доме — это слишком!

— Хорошо, — сказал Вася с вызывающей покорностью. — Если так — давай отдадим Машку, она всё равно очень старая.

— Ты же знаешь, это пустые разговоры.

По дороге домой мать купила его любимый розовый виноград и протянула тяжёлую гроздь, но Вася оторвал одну только ягоду, и ту позабыл съесть. У него не было никаких желаний и мыслей, кроме одной, неотвязной, как наваждение, и, когда они пришли домой, Вася твёрдо знал, что ему делать.

Днём старая черепаха всегда хоронилась в укромных местах: под платяным шкафом, под диваном, уползала в тёмный, захламлённый чулан. Но сейчас Васе повезло: он сразу обнаружил Машку под своей кроватью.

— Машка! Машка! — позвал он её, стоя на четвереньках, и минуты через три Машка выползла из-под кровати.

Вася поднял Машку с полу и выглянул в окно. Мать лежала в гамаке, её лёгкая голова даже не примяла подушки, книга, которую она читала, выпала из её опущенной вниз руки. Мать спала. Вася спрятал Машку под рубаху и быстро вышел на улицу.

…Над поредевшим, полусонным от жары базаром высоко и печально звучал детский голос:

— Черепаха! Продаётся черепаха!

Васе казалось, что он стоит так уже много-много часов, прямые, жестокие лучи солнца пекли его бедную неприкрытую голову, пот стекал со лба и туманил зрение, каменно-тяжёлая Машка больно оттягивала руки.

— Ого, черепаха! Вот это-то мне и надо!

Вася так углубился в себя, что вздрогнул от неожиданности и чуть не выронил Машку из рук. Перед ним стоял рослый, плечистый человек, видимо портовый грузчик, и с каким-то детским восхищением глядел на старую черепаху.

— Продаёшь, малец?

— Да…

— Сколько просишь?

— Девять… — смущённо сказал Вася, припомнив цену, какую в зоомагазине просили за двух черепашек.

— Девять? А меньше не возьмёшь?

— Не могу… — прошептал Вася, ему было очень стыдно.

— Ну, коли не можешь, плачу! У меня, понимаешь, сынишка завтра домой, на Тамбовщину, уезжает, так охота ему что-нибудь эдакое подарить…

Грузчик порылся в карманах и достал деньги.

Когда Вася принёс домой двух маленьких черепашек и в радостном возбуждении поведал матери о всех своих приключениях, она почему-то огорчилась, но не знала ни что сказать, ни как поступить в этом случае.

Вася не заметил, как прошла вторая половина дня. Малыши были на редкость забавные, смелые и любознательные.

На ночь Вася уложил их в ящик с песком и поставил на виду, против изголовья своей кровати. Ложась спать, он сказал матери счастливым, усталым, полусонным голосом:

— Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!

— Выходит, старый-то друг не лучше новых двух… — заметила мать, накрывая сына одеялом.

Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, будучи сказаны ко времени, вновь и вновь возникают в памяти и не дают тебе жить. В конце концов Машка даже и не друг ему, Васе, а просто старая, дряхлая черепаха, и ему вовсе не хочется думать о ней. И всё-таки думается ему не о том, какой вот он молодец, что сумел раздобыть этих двух весёлых малышей, с которыми так интересно будет завтра играть, а всё о той же никудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо…

Почему не сказал он тому человеку, что на ночь Машку надо прятать в темноту? А теперь, наверное, зелёный свет месяца бьёт в её старые глаза. И ещё не сказал он, что к зиме ей надо устроить пещерку из ватного одеяла, иначе она проснётся от своей зимней спячки, как это случилось в первый год её жизни у них, и тогда она может умереть, потому что в пору спячки черепахи не принимают пищи. Он даже не объяснил толком, чем следует кормить Машку, ведь она такая разборчивая…

Конечно, он может завтра же пойти и всё сказать, но захотят ли новые хозяева столько возиться со старой Машкой? Правда, тот человек, кажется, очень добрый, утешал себя Вася, наверное, и сын у него такой же добрый. Но успокоение не приходило. Тогда он натянул одеяло на голову, чтобы скорее уснуть, но перед ним вновь возникли голые, немигающие птичьи глаза Машки, в которых отражался беспощадный зелёный свет месяца.

Вася сбросил одеяло и сел на кровати. Он уже не испытывал ни жалости к Машке, ни раздражения против матери, отказавшейся держать в доме трёх черепах. Всё это вытеснилось в нём каким-то непонятным, болезненным чувством недовольства собой, обиды на себя. Это чувство было таким большим и незнакомым, что оно не помещалось в Васе, ему нужно было дать выход, и Вася попытался заплакать. Но ничего не получилось, это горькое, едкое чувство высушило в нём все слезы.

Впервые Васе перестало казаться, что он самый лучший мальчик в мире, достойный иметь самую лучшую маму, самые лучшие игрушки, самые лучшие удовольствия.

Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце, впервые познавшем простую, но неведомую прежде истину: не только мир существует для тебя, но и ты для мира. И с этим новым чувством возникло в нём то новое, неотвратимое веление, название которого — долг — Вася узнает гораздо позднее. И это веление заставило Васю вскочить с кровати и быстро натянуть одежду.

Свет месяца лежал на полу двумя квадратами, перечёркнутыми каждый чёрным крестом. В тишине отчётливо тикали мамины крошечные ручные часики. Разбудить маму? Нет, сказало Васе его новое, мягкое, горячее сердце: мама устала, и ей так трудно бывает уснуть. Ты сам должен всё сделать…

(По рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха»)

Задания

3. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мама недовольна тем, что Вася продал старую черепаху?»

1) Мама огорчилась, потому что он это сделал тайком от неё, не посоветовавшись с ней.

2) Мама расстроилась, что сын легко отказался от старого друга ради новой забавы.

3) Мама считала, что ребёнок не должен заниматься куплей-продажей.

4) Мама считала, что за одной черепахой ухаживать проще, чем за двумя.

4. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему переживает Вася после того, как продал старую черепаху?»

1) Вася осознал, что предал старого друга.

2) Вася понял, что с двумя черепашками слишком много хлопот.

3) Вася пожалел, что продал черепаху слишком дёшево.

4) Вася решил, что новые хозяева могут догадаться, что черепаха старая, и выбросят её.

Текст 3

Прочитайте текст и выполните задания 5, 6.

— Кажется, там утка?

— Где?

— Только что села на воду. Погоди, вон она, видишь? Возле тех камышей.

Лежащий на земле мужчина приподнялся на локте. Халат его был распахнут, и на голой груди блестели капли воды. Волосы после купания были ещё влажные.

Несколько поодаль от него в одних трусах стоял мальчик. Тело его было бронзовым от загара.

Болото, поросшее колючей осокой, подступало почти к их ногам.

— Там их две или одна? — спросил мужчина, внимательно оглядывая болото.

— Похоже, что две. Они ведь всегда вдвоём держатся, правда?

— Как правило. Никак не разгляжу. Где ты их видишь?

— Да вон прямо, — мальчик указал рукой.

— Ну, теперь разглядел?

— Да, верно.

— Это утка?

— Точно, утка.

— А почему она такая маленькая?

— Когда они плывут, они всегда кажутся маленькими, потому что часть тела у них погружена в воду. Но вторую я не вижу.

— Да, наверно, только одна и была. Мне просто показалось, что две. Может, вернёмся и захватим ружьё?

Мальчик весь горел от волнения. В голосе его звучала мольба.

— Да-а, — медленно протянул мужчина, — пожалуй, можно.

Он следил за уткой со всевозрастающим интересом.

— Любознательная утка. Смотри, как она вертит головой во все стороны. Ей всё любопытно. Кажется, и впрямь небольшая утка, — с удивлением добавил он.

— Пойдём за ружьём? — нетерпеливо перебил мальчик. — Когда вернёмся в город, я смогу сказать ребятам, что подстрелил утку.

— Давай немножко понаблюдаем за ней, — попросил мужчина. — Какой у неё счастливый вид, прямо глаз не оторвёшь. Ты видел, как она села на воду?

— Да. Она вон там пролетела, а потом я видел, как она скользила по воде. Ну, теперь пойдём?

— Странно, что она одна, — пробормотал мужчина. — Не понимаю, почему она кажется такой счастливой, если она одинока. Гляди-ка, она к нам плывёт. Чёрт возьми! Это забавно. Совсем как ручная!

— Ну, скорей. Пошли за ружьём.

— Ладно, — согласился мужчина. — Ты один сходи за ним. А я послежу за уткой.

Мальчик стал надевать сандалии.

— Смотри только не спугни её, хорошо? — взволнованно попросил он.

Мальчик ушёл, осторожно ступая между сухими сучьями, которыми была устлана земля под речными эвкалиптами.

Утка взмахнула хвостом и поплыла, лавируя между болотной травой. Озираясь по сторонам, она выплыла на свободную воду, потом вдруг взъерошила перья и, махая крыльями, постояла на воде. Снова погрузившись в воду, она продолжала своё весёлое плавание.

Мужчина встал. Лицо его выражало восхищение и одновременно грусть; губы дрожали. Он следил за уткой с таким напряжённым вниманием, словно решал какой-то важный жизненный вопрос. Ему вдруг захотелось подержать эту птицу в руках, почувствовать трепетное биение её сердца, ощутить в ней пульс жизни, силу, способную вознести её выше облаков…

Страстное желание прикоснуться к этой силе, которую она берегла, как сокровище, одолевало его.

Птица жила своей бессознательной, непорочной жизнью, жизнью тихих, неподвижных болот, где спокойствие нарушалось лишь мирными звуками природы.

Мужчина обернулся и увидел, что мальчик бежит к нему. В руках у мальчика было ружьё.

Мужчина снова поглядел на утку. Она плыла по открытому месту, рассекая серебристую гладь воды, превращая её в сверкающие на солнце брызги.

Подняв с земли палку, мужчина швырнул её так, что она со всплеском упала позади утки.

Птица взметнулась, заскользила по воде; её лапы, касаясь поверхности, чертили две борозды. Она взлетела ввысь и закружила, накреняясь по ветру, так что на какое-то мгновение стали хорошо видны её распростёртые крылья и всё её коричневое тело.

Спустя немного она снова села на воду далеко в камышах.

— Ну вот, теперь всё пропало, — негодуя произнёс запыхавшийся мальчик, — теперь нам её ни за что не подстрелить.

— Да, теперь нам её ни за что не подстрелить, — повторил он.

(По рассказу А Маршалла «Солнцу навстречу», перевод Н. Ветошкиной)

Задания

5. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик попросил, чтобы мужчина не спугнул утку?»

1) Мальчику нравилось любоваться ею.

2) Мальчик хотел её подстрелить и боялся, что охота может сорваться из-за поднятого мужчиной шума.

3) Мальчик хотел покормить утку.

4) Мальчик хотел позвать друзей, чтобы показать им удивительную, почти ручную утку.

6. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мужчина бросил в воду палку?»

1) Мужчина хотел убить палкой утку.

2) Мужчина хотел удивить мальчика своей меткостью.

3) Мужчина хотел, чтобы утка улетела и спаслась.

4) Палка ему мешала.

Текст 4

Прочитайте текст и выполните задания 7, 8.

Я не знала, что как раз завтра, первого сентября, случится беда. Такая беда, что закроет от меня белый свет, заставит биться с ней один на один без помощи и надежды на подмогу.

Когда утром мама провожала меня в школу — всё равно ей было по дороге на работу,- нам навстречу вышла тётка Анна и отдала маме письмо.

— От Дуси! — радостно воскликнула мама, глянув на адрес. И на ходу распечатала конверт.

Я знала, почему она обрадовалась. От дяди Вани, маминого брата, не было писем с фронта уже больше месяца. И вот теперь что-то сообщает тётя Дуся, его жена.

Я бежала рядом с мамой, чуть не вывернув шею, — так старательно глядела ей в лицо, чтоб догадаться, о чём письмо.

И, увидев, как мама вдруг закрыла глаза, я остановилась. Сразу поняла, что о плохом. А мама вдруг как-то воровато огляделась, оглянулась на наш дом, будто убеждаясь, не следят ли за нами, и, взяв меня за плечо, шагнула за угол дома, мимо которого мы шли. Тут она прислонилась, словно без сил, к стене.

— Дашенька,- зашептала она, склонившись ко мне, — дай мне слово, что ни за что, никогда ты не проговоришься об этом бабушке.

Она смотрела на меня гневными глазами, без слёз. Она смотрела на меня, будто заколдовывая меня взглядом, я даже не могла мигнуть и так же неподвижно смотрела ей в глаза, и было мне страшно и от того, что нет больше дяди, и от того, что я и сама понимала: узнает об этом бабушка, может и она умереть. Очень больное у неё сердце. И страшно было за себя: вдруг нечаянно проговорюсь? Писем не было от дяди Вани так давно, что бабушка могла догадаться по какой-нибудь мелочи.

Но мама смотрела так, что я почувствовала: нет, не проговорюсь. Ни за что! И сказала маме:

— Ни за что! Никогда!

Я не хотела думать про войну при бабушке, чтобы к ней не перешли мои думы.

Дело в том, что «моя» война была страшнее бабушкиной.

У меня летели самолёты, падали бомбы, а под бомбами среди чёрных взрывов бежали бойцы и кричали (но крика я никогда не слышала — это было как немое кино).

А бабушка мне говорила, что войну она представляет так: среди чистого поля на жаре под солнцем лежит красноармеец, он ранен, и ему хочется пить. Но некому дать ему воды.

Какая-то очень тихая война была у бабушки. Я ей сказала про это. А она и говорит:

«Зато уж у тебя очень страшно», — и вздохнула.

Поэтому я с тех пор при бабушке о войне даже думать не хотела. Нельзя было расстраивать её, у неё от этого сердце изнашивалось… А теперь вот не то что просто война, а дядя Ваня…

Когда я смотрела на маму, я не сомневалась, что буду молчать… Но хорошо было маме! Она весь день не видит бабушки. А я весь день с ней. Особенно в выходной, когда мама оставалась по хозяйству, а мы с бабушкой шли в лес. И по-прежнему разговаривали о дяде Ване! О живом.

Дни стояли золотистые от высокого солнца. Опушка уже пестрела оранжевыми пятнами рябины.

Мы с бабушкой смотрели на всё это, и спокойно становилось, тайна моя притихала, не толкалась, не рвалась наружу…

Но когда вечером я оказывалась одна в своей постели, видения дня снова, как в яви, вставали перед глазами. Колыхалась лесная земля, кричал перепел, бабушкино платье двигалось между стволов и кустов, солнечное жёлтое поле дрожало в мареве.

…Жар, жар над полем. А в поле ничком лежит солдат в зелёной гимнастерке. Он уже не хочет пить, это убитый солдат. Это наш дядя Ваня. Это война… На наше поле пришла война. Бабушкина, не моя война пришла на наше поле, но теперь она стала моей.

А бабушка не знает.

Я же смотрела и смотрела в эту войну, и невозможно было закрыть глаза.

А бабушка не видит. Ей всё хочется дать воды раненому красноармейцу.

Больше всего меня мучило то, что мы её обманываем. Она живёт и думает, что всё так и есть, как она видит. Она письма пишет дяде Ване. У неё душа о нём болит: может, ему холодно или тяжело нести свой миномёт. Или он раненый, пить хочет, и ему больно. А там уже ничего нет. Просто нет, и всё. Даже боли. А мы всё врём и врём, каждый день больше. И никто не горюет, что убит наш дядя Ваня, и не проклинает фашистов, которые его убили. Будто мы заодно с ними против одной нашей бабушки. Они убили, а мы молчим.

Я отчаянно ворочалась под своим одеялом, зарывалась головой под подушку, и не было сил терпеть эту ложь! Я выпрыгнула из кровати и подбежала к окну, выходящему на террасу.

Сейчас я скажу маме, что нельзя так. Но перед окном я остановилась. Комната была освещена, словно сцена. И мама с бабушкой сидели за столом, как артистки. Мама что-то писала, какие-то свои бумаги, а бабушка читала, как всегда при этом надменно закинув голову и далеко отставив книгу. У неё были дальнозоркие глаза.

Нет, я не могла туда ворваться.

Нет, ничего такого не произошло особенного, что заставило бы меня открыть всё бабушке. Ничего не случилось. И бабушка была ни грустнее, ни веселее обычного. И разговоры велись всё те же. Всё-всё было обычным.

Мы сидели с ней друг против друга за не убранным после завтрака столом и мыли чашки. Бабушка мыла и подавала через стол мне. А я вытирала. Самовар ещё сипел тоненько, над ним клубился тонкий парок. Солнце заливало всю комнату, и она, полная солнцем и ещё от этого тёплого самоварного сипенья, казалась уютнее, чем на самом деле.

Наверное, всё-таки поэтому и сказала я. Это ведь не в лесу, где все таинственно, тревожно. Здесь стены надёжно оберегают тебя, и никаких загадок. Покой и тишина.

Несуразная комната, притворившись доброй, убаюкала меня, уняла осторожность, и когда бабушка привычно вздохнула: «И что ж это Ваня не пишет…» — я, чувствуя, как остаюсь одна на всём свете, как лечу в пропасть, ответила в тон бабушке будто передразнивая её и фальшивя от страха:

— И не напишет он больше, бабуся…

Я сказала это тихо, и она, может быть, даже не расслышала слов, но она сидела прямо против меня и смотрела мне в глаза, виноватые, испуганные глаза нашкодившей девчонки.

Бабушка меня не переспрашивала. Она ничего не спросила — ни как, ни когда, ни откуда это.

Вроде бы она давно знала и только ждала сигнала. Она рывком, будто её толкнули в спину, встала из-за стола и, держась за угол его, стала падать. Она не кричала, а только хватала воздух открытым ртом, как рыба, а когда уже повалилась на пол, сумела выдохнуть:

— Ох, Ва-аня-а…

Вот как это случилось.

(По повести Т. Поликарповой «От весны до осени»)

Задания

7. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мама решила скрыть от бабушки известие о гибели её сына?»

1) У бабушки было больное сердце, и она могла умереть от горя.

2) Они не хотели раньше времени её огорчать, надеясь, что это ошибка.

3) Мама не могла сказать об этом сама и надеялась, что это сделает кто-то посторонний.

4) Мама надеялась, что бабушка сама в конце концов догадается об этом.

8. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Даша сказала бабушке правду?»

1) Дашу мучило то, что они обманывали бабушку.

2) Даша была болтливой девочкой.

3) Даша боялась, что мама её опередит, и хотела первой сообщить бабушке новость.

4) Даша надеялась, что бабушка будет ей благодарна за важное для неё известие.

Текст 5

Прочитайте текст и выполните задания 9, 10.

Сколько бы времени ни прошло, но всего один день лёг между тем, что сразу стало называться «до войны», и тем, которое стало войной. И всё, что осталось за этим днём, вдруг уменьшилось, враз отлетев далеко-далеко, и теперь мерцало и светило издали, как звезда, уже недосягаемое.

А солнце было всё то же. Продолжались летние дни. И росла трава, и блестели белыми стволами берёзы, и порхал в воздухе и путался в волосах, в траве, в листьях тополиный пух. Бабушка сшила мне новое платье. Такого красивого у меня ещё не было…

В это утро вся наша семья с утра ушла в клуб. Это был праздник — День животновода. В клубе всех животноводов поздравляли с хорошей работой, потом должны были наградить разными подарками. А потом все сядут кто на машины, а кто на лошадей и поедут в лес. Туда, на большую поляну, уехали уже с вечера кухня и повара, чтобы приготовить на всех угощение.

Это было здорово!

А теперь я опаздывала — с посудой провозилась! И торопилась одеться. Сначала я и не заметила, как оборвалась то ли музыка, то ли речь из нашего радиоприёмника и зазвучали чистые, отдельно падающие, словно хрустальные шарики, позывные. Наверное, они долго уже звучали, я вдруг поняла, что сама в лад им напеваю.

Наконец я с досадой тряхнула головой: когда же это кончится? И стала прислушиваться. Я успела нырнуть в платье, оно прохладной волной скользнуло по рукам, легло на плечи, шелковисто коснулось ног; от удовольствия я крутанулась на одной ножке так, что платье стало вокруг меня красным колоколом, и в этот момент необычный торжественный голос властно сказал: «Внимание, внимание! Говорят все радиостанции Советского Союза… Через несколько минут будет передано важное правительственное сообщение…» И снова хрустальные звуки позывных.

«Вот это да! — сказала я себе. — Я самая первая услышу важное правительственное сообщение!»

Во всём совхозе приёмник был только у нас, а радио ещё не было, так же как и электричества.

Я заторопилась, чтоб быть совсем готовой и сразу ринуться в клуб, как только узнаю сообщение.

И вот зазвучали слова: «Вероломно… фашистская Германия… бомбили Киев…». Я выслушала всё до самого конца, до слов «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» Я подождала, не скажут ли ещё что, но снова прохладой полились позывные…

Как я неслась к клубу! Война! Сердце колотилось от какого-то непонятного восторга: то ли ужас, то ли радость — ведь первая, первая узнала! Сейчас, сейчас скажу!

Ещё издали у клубного крыльца узнала по белому платью маму.

И я закричала:

— Мама! Война! По радио сказали! Бомбили Киев! И ещё!..

Мама испуганно подхватила Толика на руки, будто кто собирался его укусить, прижалась к нему лицом.

— Даша! Фашисты, да?

— Ага! Германия!

— Господи! Всё-таки… Всё-таки… — бормотала мама, скоро-скоро, почти бегом, всходя на крыльцо клуба.

Я бежала за ней. В открытую дверь бильярдной увидела папу и, обгоняя маму с Толиком, кинулась к нему, повисла на руке, держащей нацеленный на шар кий:

— Пап, война! С фашистами! По радио сказали!

Папа крепко свободной рукой прижал меня к себе и заговорил громко, властно, точно, как тот голос в приёмнике:

— Товарищи! Дочка принесла известие. Она слушала по радио сообщение: фашисты развязали войну! Нужно быть готовыми…

Я не дослушала, к чему нужно быть готовыми, и побежала искать своих — Шурку, Кольку Зайки-на. Они ещё не знают! Я их нашла тут же, но они уже откуда-то знали! Народ быстро расходился из клуба. Шума не было, стоял какой-то глухой гул, будто из-под земли.

Почувствовав, что сейчас взрослым не до нас и что нам ничего не будет, мы побежали за кулисы на сцену, куда нас обычно не пускали. А нам давно туда хотелось. Но смотреть там оказалось нечего — в узком проходе между кулисами и стеной валялись поломанные стулья, стояло разбитое трюмо, несколько пустых бочек. Мы вылезли на сцену и остолбенели: в зале пустота! Бросились к дверям — заперты.

Мы залезли на высокие подоконники, глянули в окна — возле клуба ни души. Отчаянно стучали мы в рамы и двери, пока Колька не догадался вынуть стекло, отогнув маленькие гвоздики, закреплявшие стекло в раме.

Когда мы наконец очутились на воле, что-то странное поразило нас всех. Что-то было не так в привычном виде посёлка. И мы притихли, озираясь по сторонам, пытаясь понять, что же случилось?

А-а-а… Тишина-а-а! Тишина — вот что случилось. Такая тишина, будто при солнце, при синем небе стоит ночь.

Дома блестят окнами, молча, как ночью. Во дворах перед домами — никого.

Никого возле конторы. Никого возле конного двора. Тихо на железном механическом. Только куры кое-где бродят или лежат в пыли да гуси, как всегда, возле ключа воду цедят. Мы, только что кричавшие, стучавшие в клубе, молча, с какой-то робостью побрели по пустым улицам домой. Сначала шли тихо, потом всё быстрей, потом уже мчались.

Страшно на пустых, солнечных, молчаливых улицах. Война…

(По повести Т. Поликарповой «От весны до осени»)

Задания

9. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Даша испытала какой-то непонятный восторг, услышав известие о войне?»

1) Она поняла, что первая сообщит о войне односельчанам.

2) Она решила, что в ближайшие дни отменят все уроки.

3) Она подумала, что сможет принять участие в войне и защищать родину.

4) Она подумала, что папа пойдёт на войну и совершит подвиг, а она будет им гордиться.

10. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дети, «только что кричавшие, стучавшие в клубе, молча, с какой-то робостью побрели по пустым улицам домой. Сначала шли тихо, потом всё быстрей, потом уже мчались»?»

1) Им было страшно на улице без взрослых.

2) Они осознали, что наступила война.

3) Они испугались, что их дома будут ругать за то, что они слишком долго гуляли.

4) Им хотелось побыстрей обсудить с родителя ми то, что произошло.

Текст 6

Прочитайте текст и выполните задания 11, 12.

На пороге кухни появился Николай Семёнович.

— Здравствуй, Артём. Что же ты, летом — и вдруг простуда?

— В футбол мы гоняли, а потом я сразу два мороженых съел.

— В футбол гоняли! — В голосе Коваля послышались нотки сожаления.

Артёмка насторожился:

— А что, нельзя?

— Да нет, почему же. Футбол тоже занятие, особенно если время девать некуда.

— Мы же не весь день.

— Ещё бы весь! — Коваль внимательно присмотрелся к Артёмке. — Тебе сколько лет?

— Четырнадцать.

— Ну что ж, возраст солидный. Артёмка засмеялся:

— Солидный! Скажете тоже…

— А что? Из пелёнок ты уже вырос. И давно. Девятый класс заканчиваешь — вполне взрослый человек. После девятого что делать будешь, решил?

Артёмка пожал плечами:

— Не знаю… Наверно, в десятом учиться буду.

Николай Семёнович посмотрел на него, прищурился.

— Ну что ж, почему не поучиться. Мама тебя оденет и прокормит.

— Вы что, Николай Семёнович, — испуганно проговорила Артёмкина мама. — Конечно, прокормлю. Как же иначе? Артёмка мне сын…

— Да я ничего, ничего… Просто мысли иногда приходят. Сейчас вот много пишут об акселерации… Процесс такой будто происходит: дети быстрей растут, развиваются. А мне иногда кажется, что, наоборот, задерживаются они нынче в своём созревании.

— Ну что вы!

— В чём-то они, может, и действительно обошли нас, четырнадцатилетних. Что ж удивительного — жизненные условия-то как улучшились! А вот чувство ответственности… Оно приходит к нынешним молодым иногда поздно. Очень поздно. Парню уже двадцать, а он всё ещё деточка. И родители вроде не видят, не понимают. Балуют его, тряпочки всякие покупают. Рубашечки одна другой чуднее, курточки с лохмотьями…

— С бахромой, — поправил Артёмка.

— Ну, с бахромой, — согласился Николай Семёнович, — только чтобы цветастее других был одет. Пусть смешнее всех в городе, зато цветастее, не как все. А что дураком растёт, грамоту одолеть не может, работать не хочет — не беда, прокормим! Вот и ходит такой нестриженый балбес, бренчит на гитаре. Всё дали ему родители, только любви к труду, который человека человеком сделал, привить не сумели. Потом плачут: «Ив кого он у нас таким уродился?»

— Но Артёмка вроде не такой, — возразила мама.

— Да разве я про него! Я вообще…

— А вы, Николай Семёнович, — Артёмка лукаво смотрел Ковалю в глаза, — разве, когда вам четырнадцать было, не гоняли футбол, не играли на гитаре?

— Тогда не гитары, гармошки были в моде, — с улыбкой вставила мама.

— Ну, играл, — мотнул головой Николай Семёнович. — Но я в четырнадцать-то лет и другое знал, не только гармошку. Я в четырнадцать лет семью из шести ртов кормил.

— В четырнадцать? — не поверил Артёмка.

— Вам это странно слышать. Я же говорю, вы в свои четырнадцать — дети, несмышлёныши. А мы часто опорой семьи были.

(По повести Н. Кочубей «Артём Скворцов — рабочий человек»)

Задания

11. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Николай Семёнович начинает разговор о будущем Артёма?»

1) Он считает, что в четырнадцать лет уже нужно быть ответственным за себя и своих близких.

2) Он хочет, чтобы Артём шёл работать к нему на завод.

3) Он хочет жениться на его матери.

4) Ему интересно всё, что касается жизни соседей.

12. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Николай Семёнович недоволен современными подростками?»

1) Ему не нравится, что они играют, в футбол.

2) Ему не нравится, что они не уважают старших.

3) Он считает, что чувство ответственности приходит к современной молодёжи поздно, что современная молодёжь слишком легкомысленна, что молодые люди не хотят работать и учиться.

4) Ему не нравится, что подростки не обращают внимания на свой внешний вид.

Текст 7

Прочитайте текст и выполните задания 13, 14.

На скамейке под густым боярышником сидит тётка Степанида. У её ног — объёмистая корзина. В корзине что-то прикрыто от постороннего глаза цветастым передником.

Артёмка улыбнулся:

— Доброе утро, Кондратьевна. Чего это вы — весь дом спит, а вы сидите?

— Я по делу сижу, — недружелюбно отозвалась Степанида,- а вот ты чего как ошпаренный выскочил? Аль приснилось что?

— Приснилось, — согласился Артёмка, — будто один знакомый уехал в командировку, а я у него не успел книжку взять.

— Ой, страсти какие! Стала бы я из-за книжки как полоумная бегать. Ну, не успел и не успел. Делов-то куча. А я вот тролебус дожидаю. Скоро пойдут.

Артёмка досадливо поморщился. Вот так всегда эта Степанида. «Тролебус», «дожидаю». Сколько лет на свете прожила, а своего родного языка так и не выучила.

Артёмка хмыкнул украдкой и невинно посмотрел на Кондратьевну:

— Тётка Степанида, мир на чём держится?

— А леший его знает! — отмахнулась тётка.

— Как это — «леший знает». В прошлый раз говорила.

— А коли говорила, чего пристал?

— Забыл. Ну, Степанида Кондратьевна?

— Чего это тебе с утра приспичило?

— Интересно. Всё равно же делать нечего, троллейбусы ещё не пошли. А мне интересно.

Степанида недоверчиво глянула на Артёмку.

— Ну, на трёх китах.

Артёмка еле сдержался, чтобы не прыснуть.

— А киты на чём?

— А киты, известно, на воде.

— А вода?

— Отвяжись.

И тут Артёмка захохотал.

Степанида сердито засунула жидкую прядь волос под выцветший платок.

— Чего зубы-то щеришь? Сам-то ты знаешь, на чём? Выдумали — земля круглая! Под нами люди вверх ногами! А кто видел, что она круглая?

— Юрий Гагарин видел. Из космоса. А ещё раньше моряки установили. Магеллан, например. — Артёмка безнадежно махнул рукой: что с ней разговаривать! Степаниде что Магеллан, что водопроводчик Ферапонтов — всё едино! Тем не менее он не удержался и добавил: — Все планеты круглые. Никаких китов не существует. Существует закон всемирного тяготения.

— Ты что, — совсем рассердилась бабка, — истории меня учить вздумал? Стара уж!

— Во-первых, не истории, а географии. А во-вторых, учиться никогда не поздно, — сказал рассудительно Артёмка.

— Вот и учись. А мне недосуг! — огрызнулась Степанида.

В это время совсем близко прошуршал первый утренний троллейбус. Сейчас он сделает круг по площади и отправится в обратный путь от самого Артёмкиного дома.

Степанида решительно поднялась, подхватила тяжёлую корзину и зашагала к остановке. Обгоняя её, туда же помчался Артёмка.

Сидя у окошка в почти пустом троллейбусе, он косился украдкой на Кондратьевну и возмущался про себя: «На трёх китах! Это надо же! В наше-то время, когда и радио есть, и телевидение, когда люди на Луне побывали! Просто каменный век!»

«Стала бы я из-за книжки бегать», — вспомнил он слова Пантюхиной. Уж это точно! Степанида не стала бы! За всю свою жизнь человек не удосужился узнать ни единой буквы, не прочитал ни одной строчки! «Некогда мне баловством заниматься». Грамота — баловство! А на рынке сидеть времени не жалко. Все дни там торчит. Вот и сейчас небось туда же.

И, словно в подтверждение Артёмкиных слов, когда вожатый объявил её остановку, тётка Степанида лихо подхватила свою ношу и выскочила из троллейбуса.

(По повести Н. Кочубей «Артём Скворцов — рабочий человек»)

Задания

13. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Артёмка начинает разговор со Степанидой?»

1) Он хочет выяснить, куда она едет.

2) Он хочет узнать, что у неё в корзине.

3) Его возмущает невежество Степаниды, и он хочет высмеять её за нежелание читать книги.

4) Он хочет узнать от неё, как устроен мир.

14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Степанида неохотно разговаривает с Артёмкой?»

1) Она спешит.

2) Она чувствует, что он над ней издевается.

3) Она боится, что он узнает, что она едет на рынок.

4) Ей стыдно, что у неё плохое образование.

Текст 8

Прочитайте текст и выполните задания 15, 16.

Филька, подойдя к доске, взял в руки мел. Таня сидела за партой по-прежнему с опущенным взглядом, чуть заслонившись рукою. Но и заслонённое рукою лицо её показалось Фильке таким убитым, что он пожелал себе провалиться на месте, если это он своей шуткой причинил ей хоть какое-нибудь огорчение.

«Что с ней делается?» — подумал он. И, подняв руку, мелом написал на доске: «Эй, товарищь, больше жизни!»

Учительница развела руками.

— Филька, Филька, — сказала она с укоризной, — всё ты забыл, решительно всё! Какие уж там запятые! Почему ты слово «товарищ» пишешь с мягким знаком?

— Это глагол второго лица, — ответил без смущения Филька.

— Какой глагол, почему глагол? — вскричала учительница.

— Конечно, глагол второго лица, — с упрямством ответил Филька. — «Товарищ! Ты, товарищ, что делаешь?» Отвечает на вопрос «что делаешь?».

Громкий хохот прошёлся по всем скамьям, заставив Таню поднять лицо. И когда Филька снова взглянул на неё, она уже смеялась своим милым смехом громче всех остальных.

Филька, чуть ухмыльнувшись, стряхнул со своих пальцев мел.

Филька был доволен.

А учительница с недоумением следила за ним, слегка прислонившись к стене.

Как этот мальчик, которого она ценила за его быстрый ум и находчивость, мог быть доволен своей грубой ошибкой? Нет, тут кроется нечто другое. Дети обманывают её. А она-то думала, что хорошо знает детское сердце!

(По повести Р. Фраермана «Дикая собака динго»)

Задания

15. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Филька сделал ошибку в слове «товарищ»?

1) Филька не знает, как пишется это слово.

2) Филька решил поиздеваться над учительницей.

3) Филька хотел развеселить Таню, потому что видел, что она отчего-то грустит.

4) Филька ошибся случайно.

16. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему учительница расстроилась?»

1) Она почувствовала, что не понимает детей.

2) Её огорчила безграмотность Фильки.

3) Её огорчило неоправданное веселье ребят.

4) Она подумала, что дети смеются над ней.

Текст 9

Прочитайте текст и выполните задания 17, 18.

Дети собрали много цветов. Но кто же отдаст их приехавшему писателю? Кто при всех, в большом школьном зале, где ярко будут гореть сорок ламп, поднимется на дощатую сцену и пожмёт писателю руку?

— Пусть это сделает Таня! — крикнул Филька громче всех.

— Пусть это сделает Женя, — сказали девочки. — Ведь она придумала, каким образом собрать эти цветы.

И хотя они были правы, но всё же мальчики спорили с ними. И выбрали Таню.

— Итак, — сказала Александра Ивановна, — ты взойдёшь на трибуну, Таня, подойдёшь к гостю, пожмёшь ему руку и потом отдашь цветы. Ты скажешь ему то, что мы решили. Память у тебя хорошая, больше я тебя учить не буду. До начала осталось немного. Возьми цветы.

И Таня вышла, держа цветы в руках.

«Так вот она, справедливость! Вот настоящая награда за все мои обиды, — думала Таня, прижимая к себе цветы. — Именно я пожму знаменитому писателю руку, отдам цветы и буду смотреть на него, сколько мне захочется. И когда-нибудь потом, много-много времени спустя — лет так через пять, — и я смогу сказать друзьям, что видела кое-что на свете».

Она улыбалась всем, кто подходил к ней близко. Она улыбалась и Жене, не видя её злобных взглядов.

— Это удивительно, почему всё же выбрали Таню Сабанееву, — сказала Женя друзьям. — Я не говорю о себе — я не тщеславна и мне этого вовсе не нужно, — но лучше было бы выбрать Колю. Он куда умней её. Впрочем, этих мальчишек очень легко понять. Они выбрали её потому, что у неё красивые глаза.

Таня не слушала больше. И цветы, которые она держала в руках, показались ей тяжёлыми, будто сделаны были из камня. Она бросилась бежать мимо классов, мимо большого зала, где, усаживаясь, уже гремели стульями.

Она сбежала по лестнице и в пустой сумрачной раздевалке остановилась, задыхаясь. Она ещё не знала всего красноречия зависти, она была слаба.

«Возможно ли то, что она говорит обо мне? Не следует ли лучше отказаться, чем слушать подобные слова?»

Ноги не держали её.

«Нет, это всё неправда! — сказала она себе. — Всё это вздор!»

(По повести Р. Фраермана «Дикая собака динго»)

Задания

17. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему расстроилась Таня?»

1) Тане не хотелось дарить писателю некрасивые цветы.

2) Таня стеснялась выходить на сцену и дарить цветы при всех.

3) Таню огорчили несправедливые слова Жени.

4) Таня решила, что она недостойна дарить цветы писателю, а Коля лучше подойдёт для этого.

18. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Женя была недовольна тем, что выбрали Таню?»

1) Женя позавидовала Тане и отомстила за то, что выбрали не её.

2) Женя считала Таню недостаточно умной для этого.

3) Женя считала, что цветы должны дарить мальчики.

4) Жене не нравилось всё, что делается в школе.

Текст 10

Прочитайте текст и выполните задания 19, 20.

Звенит звонок. Я иду в класс.

— Достаньте ручки. Откройте тетради. Сейчас мы будем писать сочинение, — говорит Анна Михайловна.

По классу проносится тяжёлый вздох.

— Вот так сразу — и сочинение… — уныло басит Афанасьев. — Без предупреждения…

— Успокойся, Афанасьев, отметки я вам не буду ставить.

Радостное оживление.

— А почему?

— Потому что это задание газеты.

— Уя! — проносится по классу восторженно-испуганный вопль.

— Сейчас вы напишете сочинение на вольную тему: «Если бы я был учителем…»

— Уя!..

— …а мы их отправим в Москву, в газету.

— Прямо в газету?!

— Ой, а ошибки?!

— Ошибки я проверю и исправлю.

— Ой, спасибо, Анна Михайловна!

— А чего писать-то?.. — с недоумением спрашивает Афанасьев.

— Про школу. Про то, что каждый должен стараться учиться, про любимые предметы и учите-лей… — объясняет Анна Михайловна. — Хватит разговоров, начинайте, а то не успеете.

— А если я не хочу быть учителем? — спрашиваю я с места. — Тогда как?

— А тебя, Митюшкин, никто в учителя и не приглашает! — пожимает плечами Анна Михайловна. — Ты вообще можешь не писать, это не учебное задание…

Но я пишу.

Пишу торопливо. Наверное, делаю много ошибок. Ну и пусть! Мне весело и страшно…

«Митюшкина А. Сочинение. «Если бы я был учителем»:

«Смешно даже думать об этом! Быть учителем я не хочу ни за что, и представлять это не хочу даже понарошку. Надо быть совсем дураком, чтобы не понимать, что всё должно быть не так, а совсем наоборот!

Вот как я это себе представляю: прихожу я в школу, а все учителя говорят мне:

«Здравствуй, Андрюша!» — и глаза у них добрые.

«Здрасте! — отвечаю я сурово и иду себе мимо. — Вызовите-ка ко мне директора! Что-то его второй день в школе не видать, прогуливает опять?!»

«Да он на совещании был», — заступаются учителя.

«А вот я сейчас разберусь, где он был!» — грозно обещаю я.

Прибегает директор. Очень испуганный. Смотрит в пол.

«Ты меня вызывал, Андрюша?»

«Зайдите ко мне в класс», — говорю я сердито.

В глазах у меня — лёд, в голосе — сталь.

Мы входим в класс.

«Так вот зачем я вас вызвал, Владимир Палыч, что-то опять у учителей дисциплина разболталась. Опять они безобразничают на уроках!»

«Боже мой! — бормочет директор. — Неужели опять?»

«Представьте себе! Вчера на географии Юлия Ивановна обозвала Петрова бестолочью! Что это — метод воспитания в вашей школе?»

Директор разводит руками:

«Ох, Андрей, у меня уже просто руки опускаются! Сколько раз я ей говорил! Но, знаешь, её надо понять — у неё сейчас неприятности дома, помнишь, я тебе в прошлый раз говорил…»

«А может, у Петрова тоже неприятности дома? — укоризненно говорю я. — Но он ведь не обзывается…»

Директор молчит, лицо у него несчастное, он вот-вот заплачет, будто он не директор, а маленький обиженный мальчик.

«Да ладно вам! — говорю я. — Чего вы, в самом-то деле! Чем плакать, лучше бы попробовали разобраться, что там к чему, в этой вашей педагогике! Это же просто!»

«Как же! — машет рукой он. — Вот ты сам сперва попробуй, а потом и говори!»

«По-моему, — говорю я, — надо просто быть добрым… Ну… Наверно, надо просто любить своих учеников…»

«Ты с ума сошёл! — испуганно бормочет он. — Разве это просто?!»

— До конца урока двадцать минут! — объявляет Анна Михайловна. — Поторапливайтесь! Митюшкин, что ты там пишешь? Я же сказала: тебе писать не надо.

Я не отвечаю, пишу дальше.

«…Директор вздыхает.

«Обратите особое внимание на поведение Анны Михайловны, — выговариваю ему я. — Вчера она…»

«Обзывалась?»

«Хуже! Ударила Саньку Лапкина указкой!»

«Какой ужас! — стонет директор. — Какой позор!» — и хватается за голову.

«Немедленно позвать сюда Анну Михайловну!» — распоряжается он.

Её приводят.

Директор волнуется, краснеет и даже не сразу может заговорить.

«Вы! — наконец произносит он. — Как вы смели?! Как могли, а?!»

Анна Михайловна с ходу начинает шмыгать носом.

«Я больше так не буду… — обещает она. — Понимаете, он…»

«Кто?»

«Лапкин… Он вертелся… а у меня указка в руке была… И… всё как-то само собой вышло…»

«Та-ак! — зловеще тянет директор и оборачивается ко мне: — Что будем делать, Андрей Петрович?»

«Я думаю, — говорю я, — пора исключить Анну Михайловну из школы. Довольно мы с ней мучились! Уговаривали, помогали, беседовали… Всякому терпению бывает конец!»

«Простите меня! — в голос ревёт Анна Михай-ловна. — Я больше так никогда-а-а…»

«Нет, даже не просите! — мрачно заявляет директор. — Мне ваши обещания вот где сидят! Вот -переведём вас в школу для трудных, пусть там с вами разбираются!..»

И тут звенит звонок. Я сдаю свой листок Анне Михайловне.

(По повести Н. Соломко «Если бы я был учителем…»)

Задания

19. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Для чего учительница дала такую тему сочинения?»

1) Она хочет, чтобы её класс участвовал в конкурсе, объявленном газетой.

2) Она хочет узнать, что думают ученики о школе.

3) Она выполняет приказ директора.

4) Она выполняет учебный план.

20. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Андрей написал правду об отношении некоторых учителей к ученикам?»

1) Он хотел блеснуть остроумием.

2) Он хотел стать победителем в конкурсе.

3) Он хотел обидеть учительницу.

4) Он хотел, чтобы учителя поняли, что иногда ведут себя неправильно, и изменили своё отношение к ученикам.

Ответы

Задание

Ответ

1

2

2

3

3

2

4

1

5

2

6

3

7

1

8

1

9

1

10

2

11

1

12

3

13

3

14

2

15

3

16

1

17

3

18

1

19

1

20

4

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.