Задание 3 ОГЭ по русскому языку
Задание 3
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
Метафора — перенос названия одного предмета на другой на основании сходства, скрытое сравнение: волны холмов, дыхание природы, утро года.
Олицетворение — выразительное средство, состоящее в том, что при описании животных, явлений природы или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, действиями, свойствами, мыслями и речью: капли, барабанившие в окна; улыбался сад; море баюкает и ласкает.
Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком. Сравнение выражается в основном конструкцией со сравнительным союзом (как, будто, словно, точно, как будто), со словами похож, подобный, напоминает или при посредстве творительного падежа: Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной… ; «кленовый лист напоминает нам янтарь»; «взовьётся белый дым змеёй».
Фразеологизм — устойчивое словосочетание, употреблённое в переносном смысле и часто равное по своему значению одному слову: бросить на произвол судьбы = оставить; представлял несоответствие = не соответствовал.
Эпитет — это художественное средство, выраженное прилагательным или причастием, которые выражают отношение автора к тому, о чём он говорит, и часто используются в переносном значении: высохшее лицо, пытливый носик, сахарный снег, золотая осень.
Образец выполнения задания
Задание. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц. (В. Аксёнов)
2) Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом. (Р. Фраерман)
3) «Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?» — сказала Нина. (В. Железников)
4) Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской. (Л. Кассиль)
Обоснование ответа (даётся устно)
1) В первом предложении есть развёрнутая метафора (вонзилась тысяча огненных спиц).
2) Во втором предложении есть сравнение (как дождь). Это и будет ответом.
3) В третьем предложении есть фразеологизм (валять дурака).
4) В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.
Тренировочные задания
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты. (Ю. Коваль)
2) Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот. (Ю. Коваль)
3) Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани. (Р. Фраерман)
4) После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды. (Р. Фраерман)
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело. (Ю. Коваль)
2) Вдруг открывается дверь, а там — огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. (Ю. Коваль)
3) Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды. (Ю. Коваль)
4) «У него золотые руки!» — кричал дядька мне в спину. (Ю. Коваль)
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти. (В. Аксёнов)
2) Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака. (Ю. Коваль)
3) Я насквозь просмолённый, как птица клёст. (Ю. Коваль)
4) Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо. (Р. Фраерман)
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещен далёким закатом. (Ю. Коваль)
2) С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды. (Ю. Коваль)
3) Характер у неё был вулканического происхождения. (А. Алексин)
4) Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола. (К. Булычёв)
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека. (Ю. Коваль)
2) Я понял, что судьба моя висит на волоске. (К. Булычёв)
3) Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен — дерево ещё не очнулось от сна. (Р. Фраерман)
4) По каменистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу. (Ю. Коваль)
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд. (Р. Фраерман)
2) У простой земляники — солнечный вкус, а тут — лесной, болотный, сумрачный. (Ю. Коваль)
3) Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку. (Р. Фраерман)
4) Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли. (Ю. Коваль)
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки. (Р. Фраерман)
2) Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. (Ю. Коваль)
3) Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря. (Р. Фраерман)
4) Порыв сухого ветра пронёсся по кустам — они забормотали, зашептались сухими листьями. (Б. Железников)
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку. (Ю. Коваль)
2) Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания. (Б. Аксёнов)
3) Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головешки. (Ю. Коваль)
4) На жемчужном небе — перистые облака рассвета. (К. Булычев)
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом. (Р. Фраерман)
2) Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном. (К. Булычёв)
3) Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не увидел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору. (Р. Фраерман)
4) У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь. (Р. Фраерман)
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза. (Р. Фраерман)
2) По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна. (В. Железников)
3) Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика. (Р. Фраерман)
4) Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони. (В. Железников)